Ирина Радченко: Дата-журналистика начинает обретать своих пионеров

irina.radchenko_1353502245_65Сегодня мы затронем достаточно интересную и актуальную тему — дата-журналистика. На наши вопросы ответит доцент и ведущий инженер НИУ ИТМО (г. Санкт-Петербург), сооснователь проекта Data Driven Journalism Ирина Радченко.

— Ирина, что такое дата-журналистика? Почему она актуальна сегодня?

— Дата-журналистика – это совсем молодая дисциплина, истоки которой уходят в CAR (computer-assisted reporting) и вычислительную журналистику. Довольно трудно давать точное определение дата-журналистики, так как это пока еще фронтирная область знаний, и устоявшейся терминологии пока нет.

Тем не менее, по словам Тим Бернерса-Ли (разработчика Всемирной паутины), дата-журналистика – « это будущее. Журналисты должны хорошо уметь работать с данными и ориентироваться в них, как рыба в воде. Мы привыкли к тому, что сюжеты создаются, допустим, по итогам общения с людьми в барах, и периодически такой способ все еще актуален. Но сейчас все больше и больше приходится углубляться в данные и снабжать себя инструментами их анализа и отбора того, что действительно интересно. Представлять информацию в истинном свете, помогать людям действительно увидеть, как все данные сочетаются друг с другом, и что происходит в государстве». И с этим определением я полностью согласна.

Актуальность дата-журналистики определяется не только большим спросом, уже имеющимся на текущий момент времени, но и довольно крутым ростом этого спроса. Людям необходимо иметь представление о той реальности, в которой они находятся. И факты, предоставляемые журналистами должны подкрепляться данными. Недаром лозунг дата-блога издательства The Guardian – «Facts are sacred». И тут я не могу не порекомендовать прочесть одноименную книгу Саймона Роджерса, основателя этого дата-блога.

— Неужели журналист в цифровую эпоху должен знать инструменты для анализа данных, вроде языка R? Значит ли это, что теперь журналисту нужно получать и технические знания?

— Современный журналист несомненно должен оперировать такими понятиями как «проверка фактов» и «использование данных в качестве доказательств».

Цифровая эпоха неумолимо накладывает свой цифровой отпечаток на требования к набору навыков и умений журналиста. Никто не удивляется тому, что журналист, который желает быть востребованным на рынке труда, не просто изучает компьютерные технологии, но также старается быть в курсе новых онлайн-сервисов и уметь ими пользоваться в своей повседневной деятельности. Это вопрос конкурентноспособности. Таким образом, получается, что умение пользоваться инструментами анализа данных предоставляет значительное преимущество для тех журналистов, кто хочет освоить новую дисциплину и использовать ее в своей журналистской деятельности.

— Вы ведете блог, посвященный дата-журналистике. Много читателей? Эта тема пользуется большим спросом? Если да, как вы считаете, почему?

— Я участвовала в организации совместного блога по журналистике данных. Этот блог изначально задумывался как виртуальная площадка, объединяющая людей, заинтересованных в пропагандировании идей дата-журналистики. И со временем к нам присоединилось некоторое количество участников, пишущих интересные статьи на тему дата-журналистики. Помимо этого мы с коллегами стараемся публиковать интервью, инструкции по пользованию сервисами и средствами работы с данными. Мы также проводим на базе нашего ресурса дата-экспедиции.

Интерес к нашему ресурсу колеблется волнообразно. Это связано с тем, что все больше людей интересуются дата-журналистикой и теми возможностями, которыми она предоставляет для журналистов.

Дата-журналистика начинает потихонечку обретать не только своих пионеров, но и последователей. Тут ведь какая штука? Для написания статей в стиле дата-журналистики необходимы открытые данные. И если открытых данных нет, то и говорить о дата-журналистике не приходится. По всему миру, начиная с 2009 года, началось активное движение за открытые данные. Я имею в виду, что во многих странах появились порталы открытых данных, содержащие самые разнообразные данные, различающиеся как по количеству, так и по качеству. Появились возможности для того, чтобы проводить анализ на основе этих данных, и эти возможности дали толчок к распространению дата-журналистики.

— Расскажите об «экспедициях данных». Это что-то новое  🙂 

Весной 2013 года мы вместе с Анной Сакоян приняли участие в первой международной дата-экспедиции (или экспедиции данных), которую проводила Школа данных Фонда открытых знаний (проект School of Data). Нам очень понравилась эта дата-экспедиция, и мы решили провести дата-экспедицию на русском языке. В самом начале было довольно сложно это проделать, так как у нас было мало опыта в проведении образовательных онлайн-мероприятий. Но нам не только понравилось проводить дата-экспедиции, но мы также нашли в этом источник вдохновения. Ведь совместная работа с замотивированными людьми очень воодушевляет!

Чуть позже я перенесла эту практику в академическую среду. Сначала я начала проводить дата-экспедиции в МИЭМ НИУ ВШЭ (Москва), потом — в университете ИТМО (Санкт-Петербург), и в декабре 2014 года мы провели первую международную дата-экспедицию на русском языке в Казахстане. Думаю, что не за горами тот день, когда мы проведем такие дата-экспедиции в Киргизстане и Таджикистане. Ведь там тоже есть активисты и журналисты, желающие научиться новому и полезному инструментарию по работе с данными. Например, журналистка из Таджикистана, вдохновившись дата-журналистикой, написала нам в совместный блог свою статью об образовании в Таджикистане.

Лариса Шурига, DataReview

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

закрыть

Поделиться

Отправить на почту
закрыть

Вход

закрыть

Регистрация

+ =